РЖД протестируют принцип «вези или плати» на контейнерных перевозках

РЖД планируют провести пилотные перевозки по принципу «вези или плати» на контейнерных поездах, а не на угольных, об этом в ходе конференции #ЗаКонтейнерами заявил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило. Эта мера станет частью программы по обеспечению ежесуточного вывоза 6,5 тыс. TEU с Дальнего Востока.

По словам топ-менеджера РЖД, под словосочетанием «контейнерный сервис», рынок понимает регулярный поезд, который должен ходить строго по расписанию, а значить иметь определенные гарантии по предоставлению грузовой базы. «Соответственно, одну из важных задач, которую мы начинаем уже в этом году решать – это донастройка законодательства по внесению изменению в Устав для того, чтобы можно было заключить договоры «вези или плати». Была инициатива попробовать потренироваться на угольщиках, но мы считаем, что, наверное, все-таки для контейнерных перевозок это будет более правильная история», – пояснил Алексей Шило.

«Вези или плати» – форма договора, устанавливающая обязательства перевозчика (РЖД) вывезти, а грузоотправителя предоставить к перевозке определенный объем груза. В случае, если какая-то из сторон не выполняет это обязательство, она несет материальную ответственность в размере стоимости перевозки. Сегодня федеральным законом «Устав железнодорожного транспорта РФ» такая ответственность установлена только для РЖД, тогда как договор «вези или плати» предусматривает штрафные санкции и для грузоотправителя.

Ввести новую форму договоров с клиентами РЖД предлагали ещё в 2016 году. Заключать их предлагалось на добровольной основе, но с условием, что грузоотправители, работающие на условиях «вези или плати», получат приоритет на перевозку. Грузоотправители инициативу РЖД не поддержали: представители металлургических компаний заявили о том, что этот принцип нарушает принцип публичности оператора и устанавливает за РЖД право ограничивать доступ к инфраструктуре любым грузам на любых направлениях.

В 2021 году Минтранс России подготовил поправки к Уставу железнодорожного транспорта предусматривающие возможность заключения между крупными грузоотправителями и РЖД договоров формата «вези или плати», при этом грузы по этим договорам будут проезжать в приоритетном порядке. В конце минувшего года Алексей Шило в ходе брифинга отметил, что холдинг рассчитывает до конца 2022 заключить первые контракты на перевозку угля в направлении портов Дальнего Востока в формате «вези или плати». «Рассчитываем, что в 2022 году такие договоры первые у нас появятся, а договорная конструкция, которую мы отработаем в 2022 году, позволит в дальнейшем эту технологию тиражировать и на другие грузы, и на другие направления», – приводит слова топ-менеджера ТАСС.

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: